Отправлено 23 January 2007 - 16:55
Когда обладаешь небольшим опытом и чево-нибудь знаешь все просто, а когда не знаешь - кажется все непонятно и опасно. На самом деле эта тема складывается из многих составляющих, присущих конкретной ситуации, которые заранее предусмотреть сложно. Попробуем немного собрать все в кучу, может кто еще добавит, плиз!!!
Первое что часто бросается в глаза - это непродуман. строительство машины и неправильное распределение масс. Все что висит на жыпе выше уровня дверных ручек сильно увеличивает возможность опрокидывания: багажники, хай-ждеки, запаски, лопаты, канистры, свет и др. разный шмурдяк, в том числе и в машине. Неправильный лифт, убитая подвеска, элементы подв "с чужого плеча", неправ подобранные диски(вылет, ширина) - это тоже имеет значение
Второе - опыт! Заранее проверив и зная повадки своего жыпа в условиях бездора, обычно жо...пой чувствуешь его возможности хода с кренами. И это не шутка, ребята. Идешь по-наитию и краем зада все ощущаешь, обрабатывая эти ощущения головой.
Третье - отвешивание, людьми, веревками, грузом - применяют всегда и везде в сложных условиях пересеченки, для этого нужны подножки или просто открываются двери, и гроздьями нависают штурмана.
Четвертое - давление в шинах по бортам. Оч важно учитывать давление в зависимости от направления уклона, отчего машина заметно выравнивается. Т.е. по борту котор выше, давление спускается как можно больше, а на противоположном борту давление увеличивают, чтобы небыло промина шины. Наприм: При движении по склону с креном влево часть массы "перетекает" на борт в сторону уклона, поэтому левый борт в этом случае надо подкачивать больше, я поднимал на 34 -х колесах до 2.7 - 3.0, хотя норма для моей машины 1.7, а правый спускал до 0.8
5 - Подвеска - мягкая хуже, жесткая лучше, опять же связано это со смещением масс и продавливанием пружин и рессор, также мягкая подвеска имеет свойство раскачки и долго успокаиваеться (на камнях, ямах), распущенная подвеска даже на ровном плохо держит машину. Стабилизаторы поперч уст - наоборот на склонах помогают справляться с развитием кренов! Это надо помнить и тут размыкаемый стаб очень будет к месту.
6 - Скорость, известно что на скорости можно проскочить завальные места, а малым ходом наоборот - только с применением вышеописанных методов отвешивания, но при скорости появляется дополнительная опасность - разгрузка подвески при наскоке на камень, возвышенность и т.д. подвеска еще больше разгружается, отчего расгруженный борт просто гуляет и жып просится набок.
7 - Геометрия машины: известно, что Патрол или Витара низкие и широкие, а Деф или ТЛК70 - узкие и высокие, в движении и при строительстве это надо учитывать, расширяя колею дисками, проставками и не лифтовать до небес от балды, так же, желат при лифте совмещ боди и суспенжин.
8 - Характер грунта. Особо опасно двигаться с креном по непрочным покрытиям: песок, трава, влажный говнелин, камни, щебень. двигаться надо внатяг, нельзя перегазовывать, давая пробуксовку колесам, иначе машина точно начнет сползать под уклон
9 - Движения жыпа паралельно подножию холма. Траекторию движения с большим боковым креном паралельно подножию, желат. намечать галсами, хотя рельеф это не всегда позволяет, т.е. машина, двигаясь прямо, постоянно как-бы немного спускается и опять поднимается. Таким образом можно сильно уменьшить боковые крены на отдельных участках.
10 - Боевой настрой: если сразу себе говорить "не пройду" - точно не пройдешь, если зарядился на победу - победишь!
Т.е. на машину влияет очень много внутренних и внешних переменных факторов и цифра макс крена или хренометр в жыпе ничего не даст без учета местности по которой передвигаешься. Поэтому надо брать с собой голову, опыт и верных друзей и тогда везде пройдешь ^_^