Так родилась Легенда!
Несмотря на то, что торговая марка Jeep официально зарегистрирована 13 июня 1950 года фирмой Willys-Overland, Chrysler Jeep Automotive S. A. она считает себя правопреемником Willys-Overland и ведет свою родословную от созданного в 1941 году этой компанией легендарного армейского полноприводного автомобиля.
Официальная история джипов началась 60 лет назад - в 1941 году, когда американская фирма Willys-Overland на своем заводе в штате Огайо начала производство многоцелевого автомобиля (проектные работы начались в 1938 году). В мировом автомобилестроении до этой даты не было такой ниши, как джипы. можно было наблюдать только отдельные полноприводные автомобили,не отличающиеся маневренностью, простотой и живучестью, но главное - не могли похвастать массовым производством.
Конечно ясно, что родиться такое многоцелевое транспортное средство могло только в преддверии или в ходе войны. ( нельзя не напомнить что сначала оно и не планировалось как многоцелевой транспорт, а задумывалось всего лишь как надежное и неприхотливое транспортное средство для передачи приказов в частях американской армии.)
Конкурсные страсти
В 1940 году командование американской армии предложило автомобильным фирмам разработать проект армейского компактного полноприводного автомобиля, который бы мог быстро перемещаться по пересеченной местности. В таком конкурсе приняли участие три фирмы, уже имевшие подобные наработки: компания Willys-Overland с прототипом Quad, American Bantam Car Co's с Blitz Buggy и Ford Motor Company со своим GP.
На тот момент самой "продвинутой" в этом плане была фирма Bantam. Она уже показывала командованию США три своих прототипа в сентябре 1939 года. В ходе испытаний вскрылось множество недостатков этих автомобилей, весящих 1275 фунтов (578 кг).
А вот представленный Willys-Overland в декабре 1939 года образец, которому вице-призидент компании Рус дал шутливое имя Mosquito, понравился полковнику Колу Рутерфорду (Col Rutherford), ответственному отдела планирования генерального штаба американской армии, и руководство Willys-Overland, сумело быстро трансформировать прототип в автомобиль, способный перевозить солдат и оружие.
Уже в июне 1940 года офицеры генерального штаба посетили завод фирмы Bantam, чтобы проэкзаменовать второй прототип - автомобиль, который был предназначенн для разведки. Образец оказался слишком легким и был отвергнут. Но фирму выручили сроки, установиленные военными. Только она одна пообещала поставить в армию семьдесят автомобилей массой 1300 фунтов (590 кг), с грузоподъемностью 660 фунтов (299 кг), колесной базой в 80 дюймов (2032 мм) и двигателем с максимальным крутящим моментом 85 фунтов на фут (11,7 кгс м) за 75 дней. Компании Willys-Overland для этого необходимо было гораздо больше времени - 120 дней. Так фирма Bantam формально выиграла конкурс.
Но руководство Willys-Overland не успокоилось и стало доказывать командованию, что невозможно построить надежный автомобиль массой всего в 1300 фунтов. На это ответственный за закупки техники для армии майор Ловз (Lawes) посоветовал фирме построить свой внеконкурсный прототип и доказать свою правоту. Такое же предложение было передано и еще одной проигравшей стороне - Ford Motor Company. Командование армии и правительство хотели иметь возможность выбрать самый конкурентоспособный вариант.
Образец компании Willys-Overland получился крепким и при этом легким. Но в сентябре 1940-го дизайнером фирмы Bantam Карлом Пробстом (Karl Probst) был создан автомобиль Blitz Buggy, который во время испытаний поразил инженеров Willys-Overland своей компактностью и маневренностью. Вице-президент Рус, возвратившись в Толидо, дал команду на доработку "Виллиса". Два прототипа Willys-Overland, названные Quad, были показаны 11 ноября 1940 года американскому командованию в лагере Холаберд (Holabird). Они имели отключаемый полный привод и предмет гордости фирмы - рулевое управление четырех колес.
Представители командования были под впечатлением увиденного, но руководство Bantam пришло в ярость от того, что Quad был идентичен Blitz Buggy Пробста. В этом нет ничего удивительного: армейское руководство, оказывается, предоставило конкурентам доступ к копиям чертежей Bantam!
Однако прототипы Bantam, Willys и Ford отличались между собой. Хотя бы по массе. Автомобиль Bantam весил 2030 фунтов (921 кг), Willys-Overland - 2400 фунтов (1088 кг). Несмотря на то что прототип Willys-Overland намного превысил требования по массе, он единственный соответствовал техзаданию по тяговым характеристикам двигателя. И не просто соответствовал, а даже превышал требования армейцев: его двигатель Go Devil обеспечивал момент в 105 фунтов на фут (14,4 кгс м), в то время как у конкурентов этот показатель был скромнее: у Bantam - 83 фунта на фут (11,5 кгс м), а у Ford - 85 фунтов на фут (11,7 кгс м).
И тем не менее армейское руководство приняло поистине соломоново решение - заказало каждой компании по 1500 автомобилей, чтобы проверить их в боевой обстановке. Надо отдать должное армейцам: они все же признали, что их требования по массе машины в 1300 фунтов были нереалистичны, и подняли планку до 2160 фунтов (980 кг).
Команда Руса приняла все возможные меры по облегчению своего детища Quad. Прототип Willys-Overland был разобран по винтику, и каждая его деталь была тщательно изучена на предмет снижения массы и возможности замены ее на более легкую из других материалов. В итоге был достигнут фантастический результат: предложенный армии автомобиль превышал заданный вес всего на... 7 унций (198 граммов)!
Поставка в армию запланированных 4500 автомобилей трех фирм началась в июне 1941 года. В июле 1941 года фирма Willys-Overland выиграла контракт на поставку 16 000 джипов. Армия решила стандартизировать одну конструкцию, выбрав в качестве эталонной конструкцию Willys-Overland, но с небольшими поправками, заимствованными от Ford и Bantam. Через несколько месяцев армейское командование подключило к производству автомобиля Willys-Overland и фирму Ford, чтобы увеличить объем производства столь необходимой военной продукции (этим объясняется такая схожесть всех американских джипов времен Второй мировой).
Во время Второй мировой войны Willys-Overland совместно с Ford Motor Company выпустили 600 тысяч джипов. Большую часть джипов составляли "Виллисы" - 368 тысяч. Bantam была маленькой фирмой, и ее поставки в армию были ограничены 2675 экземплярами полноприводных машин (фирма закончила производство в канун нападения японцев на Пирл-Харбор, то есть в начале декабря 1941 года).
Джипы по достоинству оцененили союзнические войска во время боев в Европе, Африке, Азии и Океании.
Джипы могли называться «комарами»
Смешно, но свое нарицательное имя "Джип" (Jeep) компактные армейские вездеходы получили не от "Виллисов", а от "Фордов": от названия фордовской модели - аббревиатуры GP (General Purpose - "общего назначения"), которое и произносится как "джип". Практически "безвестно" другое объяснение: Eugene the Jeep - популярный газетный карикатурный персонаж.
Первый прототип Willys-Overland носил имя "Москит", автомобиль со всеми управляемыми колесами назывался Quad, что переводится как "четверка лошадей", "тягач" или "счетверенная зенитная установка", ну а серийно выпускаемый "Виллис", именовался MB, эти буквы могли быть обыграны вместо GP и войти в историю. Если бы Bantam завалила союзнические войска своей продукцией, это тоже могло дать широкое поле деятельности для шутников - ведь название фирмы можно было трактовать как "петух", "задира", "забияка".
Возрождение - Jeep Willys 2
Jeep Willys, который был продемонстрирован на авто-шоу в Детройте вызвал невиданный интерес посетителей! Поэтому руководство DaimlerChrysler приняло решение о начале производства аналогичного автомобиля. На последующих автосалонах в Токио и Детройте был показан Willys 2.
На обновленном автомобиле были заменены колеса, кузов окрашен в зеленый цвет, но самое важное, появилась крыша из композитного материала. Панели кузова концепта выполнены из особо окрашенного "по массе" пластика, который получается методом литья в специальных дорогостоящих литьевых машинах.
Кузовные панели закреплены на алюминиевом каркасе - отсюда и очень малый вес кузова. У примененной технологии есть и другие любопытные особенности. После окончания жизненного цикла машины ее кузов может быть переработан без каких-либо отходов.
Издержки на производство машины с пластиковыми панелями сокращаются вдвое. Это очень важно, ведь в таком случае стоимость внедорожника Jeep не должна превышать $14000 (его потенциальные покупатели молодые люди в возрасте от 18 до 24 лет).
Чем же кроме своего супероригинального внешнего вида и интерьера может привлечь молодых подобная машина? Во-первых, автомобиль обладает очень неплохой проходимостью благодаря огромным колесам с шинами размером 235/65 R21 компании Goodyear, клиренсу величиной 309 мм и понижающему ряду чисел в раздаточной коробке, обеспечивающей постоянный полный привод на все колеса. Кстати, как передние, так и задние свесы у внедорожника практически отсутствуют.
Автомобиль имеет 4-ступенчатую коробку передач и достаточно динамичен на ходу.
Четырехцилиндровый бензиновый двигатель с рабочим объемом 1,6 л благодаря наддуву обладает мощностью 160 л.с. и разгоняет экспериментальную машину массой 1350 кг с места до 96 км/ч за 10 с. Но одновременно по соображениям безопасности максимальная скорость на шоссе ограничена достаточно скромными 140 км/ч. Поэтому, несмотря на свою компактность (длина - 3617 мм, ширина - 1791 мм и высота - 1778 мм), внедорожник замечательно "держит" дорогу, обладает предельной курсовой устойчивостью.
А также, данные испытателей гласят, что он не требует от водителя излишнего напряжения при скоростной езде по асфальту. С такой же целью конструкторы максимально понизили центр тяжести автомобиля, растянули колесную базу (она составила 2413 мм) и расширили колеи передних и задних колес (1496/1509 мм).
Особое внимание было уделено конструкциям подвесок. В итоге для переднего моста выбрана двухрычажная схема с рычагами разной длины, а жесткую балку заднего моста закрепили на каркасе кузова с помощью системы рычагов. В качестве упругих элементов спереди и сзади применены винтовые пружины.
На презентации концепт-кара вице-президент концерна DaimlerChrysler Тревор Крид (ответственный за дизайн автомобилей) заявил: "Мы назвали наше творение "чистым американцем". Jeep Willys 2 - это конструкция идеально гармонизирующая с окружающей средой и практически не загрязняющая ее в течение всей жизни машины."
А Джордан Мидоуз, автор дизайна новинки, рожденной в Центре перспективного дизайна концерна в Карлсбаде (штат Калифорния), также добавил: "Спустя более чем 60 лет после начала выпуска легендарного внедорожника Willys MB сугубо мирный Willys 2 снова волнует нашу молодежь, а также всех тех, кто молод душой". Концепт 2001 года - открытый Jeep Willys - в течение года после своего появления был отмечен несколькими престижными дизайнерскими титулами и наградами.
Главная из них - "Золотой Приз", которую он получил на конкурсе исключительных промышленных разработок, спонсируемом известным еженедельником Business Week вместе с Американским обществом промышленного дизайна.
В 50-е годы все американские автомобили, полученные по ленд-лизу в военные годы, должны были быть превращены в более компактный металлолом для транспортировки в США. Но несмотря на такое деспотическое решение тысячи компактных вездеходов Willys MB спаслись от такого варварства и затем продолжали служить в мирное время вплоть до конца 60-х.
Можно сказать больше, в середине 70-х многие энтузиасты автостарины находили разобранные на части машины, упакованные в контейнеры еще в Америке для переброски в Европу, и собирали новехонькие вездеходы, делая отчаянные попытки зарегистрировать их в ГАИ.