Отправлено 10 October 2006 - 13:48
Решил еще раз ответить на часто возникающие вопросы и описать ошибки, которые народ допускает при установке антенн и радиостанций.
1. Радиостанции нам подходят ТОЛЬКО СВ-диапазона. CB – это сокращение от Citizen Band (гражданский диапазон в переводе ). Радиостанция может быть любой модели, их выпускается достаточно много (перечислять не буду). Необходимый минимум - чтобы она работала в частотной модуляции (FM) и в «пятерках», в стандартной сетке «С». Остальные навороты – это хорошо, но не жизненно важно.
2. О сетках, «нулях» и «пятерках».
Существует стандартная сетка частот для СВ-диапазона. Есть два стандарта сеток частот. Российский – это когда частота заканчивается на 0, и европейский, когда частота заканчивается на 5. Отсюда «нули» и «пятерки». Например, частота 27035 КГц – это 7-й канал сетки С в «пятерках», частота 27210 – 21-й канал сетки С в «нулях». Есть таблица соответствия номеров каналов сеток частотам, но я не думаю, что здесь ее стоит приводить. Кому надо – пишите в личку, вышлю.
Не все производители следуют стандартам сеток, поэтому на тех же популярных Аланах на экране светится сетка D. Таблицу соответствия сеток для наиболее популярных моделей могу выслать отдельно.
3. Антенны.
Наиболее популярные модели Lemm – 1700 и Turbo – 2001. Первая чуть подешевле, вторая чуть получше. Но получше она только в том случае, если нормально установлена и настроена (о настройке позже). Частые ошибки при установке – это прикручивание центральной жилы кабеля к корпусу машины, особенно при установке не на стандартный кронштейн, а прямо на крышу, задний борт и т.д. Как это влияет на работу антенны и радиостанции:
- Вы никого не слышите (кроме разве что Гарика, у него в передатчике дури немеряно ^_^ );
- Вас никто не слышит (даже Гарик :lol: );
- в конце концов у Вас сгорает передатчик в радейке из-за короткого замыкания на конце кабеля (для справки - за один транзистор в выходной каскад передатчика сейчас на базаре просят 40 гривен).
Вторая ошибка – передавленный дверями/стеклами/капотами кабель. Если прокладываете кабель через двери, то старайтесь через левую заднюю (она реже всего открывается) и так, чтобы он попадал на уплотнитель, а не на металл.
4. Настройка.
Настройка нужна для приведения в норму коэффициента стоячей волны (КСВ). Особенность распространения радиоволны в кабеле такова, что если антенна не согласована с кабелем, то часть энергии (а то и почти вся) не излучается в пространство, а отражается от антенны и по кабелю летит обратно в передатчик. А там она просто преобразуется в тепло. Симптомы и последствия – см. п.3. КСВ – это и есть относительное количество энергии, летящей обратно. Может принимать значение от 1 (идеальная антенна, излучается все) до бесконечности (все летит обратно). На практике считается допустимым значение до 2 (выше уже плохо). Подручными средствами КСВ не померяешь, нужен специальный приборчик. На КСВ может влиять даже место установки на машине. Если переставить антенну с одного места на другое на одной машине, КСВ может «съехать» (не всегда, но сам видел такое не раз).
5. Питание.
Запитывать радиостанцию лучше всего напрямую с клемм аккумулятора. В этом случае возможные помехи от двигателя сведутся к минимуму. Провод должен быть достаточно толстым (диаметр жилы 2-2.5мм). В плюсовом проводе поблизости от батареи лучше вставить предохранитель примерно на 5 ампер (Гарику – на 10, (ох, убьет он меня когда-нибудь)). В месте подключения радиостанции к проводу питания следует принять меры для предотвращения перепутывания «+» и «-». Например, поставить разъем, который нельзя воткнуть наоборот. Для многих радиостанций переполюсовка может оказаться смертельной.
Если есть вопросы – пишите.