Отправлено 09 January 2011 - 08:41
Вот интересное и аргументированое мнение специалиста. Мне понравилось и спешу поделится:
В сухом остатке после эпопеи с Налоговым кодексом имеем нечто очень странное: старую налоговую систему для всех и значительно сузившуюся резервацию для малого бизнеса
Не сложилось. Не случилось налоговой реформы в связи с принятием Налогового кодекса. Документ оказался одеялом, наскоро смётанным из лоскутов – норм старых законов. Когда кодекс приняли, стало окончательно ясно, что повод для его создания был лишь один: хотели ликвидировать единым махом упрощённую систему налогообложения малого бизнеса.
Я далёк от мысли, что демонстративное завинчивание гаек, вызвавшее очередную бурю протестов и последующее явление лидера нации народу, было хорошо продуманной спец-операцией. Как-то плохо вяжутся слова «хорошо продуманное» с традициями украинских правительств.
Ну, что случилось, то и случилось: малому бизнесу оставили право какое-то время поработать на упрощёнке. Но при этом лишили права зарабатывать. Да, предпринимателям вернули единый налог имени Леонида Кучмы. Но у них отняли право выполнять заказы и подряды для крупного и среднего бизнеса. В статье 139.1.12 раздела, посвящённого налогу на прибыль, уже после всех президентских замечаний осталась норма, согласно которой юрлица не могут относить на свои затраты те платежи, которые адресованы упрощенцам. То есть со всех платежей в адрес упрощенцев украинские компании обязаны платить налог на прибыль.
Тут больше и делать-то ничего особенного не нужно – малый бизнес отсохнет сам, как подрезанное дерево.
Самая большая претензия, которую власть предъявляет упрощённой системе налогообложения, – низкие ставки единого налога. Однако именно по поводу ставок истинные авторы кодекса беспокоятся меньше всего. Больше всего их раздражают как раз не ставки, а статус – неприкосновенность предпринимателей, избавленных от частого общения с налоговой.
Писать об этом нужно ещё и ещё раз хотя бы потому, что обществу, налогоплательщикам необходимо знать истинные мотивы ликвидации упрощёнки. А ещё нужно раскрывать возможные последствия этого настойчиво лоббируемого процесса.
Украина относительно легко перенесла кризис 2008–2009 годов совсем не потому, что правительство влезло в колоссальные долги и за счёт этих денег как-то поддержало экономику. Причина совсем другая – малый бизнес, как губка, впитал в себя массу уволенных с Украина относительно легко перенесла кризис 2008–2009 годов совсем не потому, что правительство влезло в колоссальные долги и за счёт этих денег как-то поддержало экономику. Причина совсем другая – малый бизнес, как губка, впитал в себя массу уволенных с крупных предприятий работников
крупных предприятий работников Украина относительно легко перенесла кризис 2008–2009 годов совсем не потому, что правительство влезло в колоссальные долги и за счёт этих денег как-то поддержало экономику. Причина совсем другая – малый бизнес, как губка, впитал в себя массу уволенных с крупных предприятий работников .
Да, зачастую им платили зарплаты «в конвертах». Но это меньшее зло, чем толпы безработных и очереди в центрах занятости.
Упрощёнка смягчила шок от падения гривны в 2008 году и хоть немного сдержала рост цен. Но уже сегодня бизнес закладывает в свои новые цены риски, связанные с демонтажом упрощённой системы налогообложения.
Если кто-то плохо помнит – единый налог появился в Украине в 1999 году как реакция на беспредел крепчающей фискальной системы и на последствия кризиса-1998. Тогда буквально за год страна поднялась – в том числе и потому, что можно было быстро начать своё дело.
Сейчас Налоговый кодекс и планы по его ужесточению резко сужают возможности лёгкого вхождения в бизнес. Ведь принятие специального закона об упрощёнке наверняка сделает такой шаг ещё более сложным. И это при том, что для предпринимательства в Украине по-прежнему сохраняется принцип «Вход – рубль, выход – десять». Те, кто был испуган надвигающейся ликвидацией упрощёнки и потому бросился закрывать свои ЧП, ощутили это в полной мере.
А ведь действовать нужно с точностью до наоборот – упрощать процедуру входа в бизнес и выхода из него, ликвидировать поводы для коррупции фискальных органов, в том числе при помощи упрощёнки. Почему? Потому что правительства Украины стремительно наращивают внешний долг, а значит – приближают очередной финансовый кризис.
Александр Крамаренко, главный редактор журнала «Деньги.ua»